Как заработать 600 миллионов рублей на бесплатном сервисе
Схемы монетизации технологичных проектов
Если вы хорошо поете, пора выходить из душа и записывать свой диск. Если у вас хороший ресурс, начинайте зарабатывать на нем деньги. Схем, по которым можно извлекать прибыль из собственных проектов, несколько, и я постараюсь остановиться на каждой из них.
Сегодняшняя наша героиня - наиболее популярная модель монетизации в интернете – freemium. Это производное слово от английских «free» и «premium», когда базовый функционал ресурса открыт для свободного доступа, а дополнительными опциями можно воспользоваться уже за деньги. Подобная бизнес-модель очень популярна – это относится не только к онлайн-проектам, но и к мобильным играм, CRM-системам, а также многим технологичным ресурсам (например, Skype).
Модель привлечения клиентов за счет бесплатного сервиса с последующей продажей дополнительных опций не нова. Основной принцип стратегии – предоставление качественного базового сервиса, за счет которого постоянно растет число пользователей и их лояльность. При общем росте довольных потребителей увеличивается и процент пользователей, воспользовавшимися платными услугами.
По статистике производителей игрушек для мобильных телефонов, если хотя бы 5% пользователей покупают дополнительные опции (например, новые уровни в мобильной игре), проект выходит на безубыточный уровень. Так, например, компания Game Insight за один месяц заработала на бесплатной мобильной игре Paradise Island 640 тысяч долларов США. Игра, разработанная по модели freemium, буквально с первых дней работы заняла на Android Market первое место в рейтинге "Бестселлеры".
Модель freemium подходит для качественных онлайн-сервисов, где основными средствами продвижения являются сами пользователи. Рост лояльности способствует распространению ресурса, что позволяет ему развиваться практически без затрат на продвижение. По такому принципу работают многочисленные видеохостинги (Youtube.com – предлагает за дополнительную плату просмотр профессионального и высококачественного контента), файловые хостинги (Dropbox.ru – премиум-аккаунт увеличивает объем дискового пространства с 2 гб до 100 гб), некоторые социальные сети (Odnoklassniki.ru – за деньги вы можете сделать подарок другу и получить доступ ко многим другим приятным функциям) и др.
Согласно официально опубликованным данным, интернет-служба знакомств «Мамба» заработала на дополнительных услугах (в первую очередь на повышении рейтинга пользователей) порядка 600 млн. рублей (90% выручки), в то время как реклама принесла "Мамбе" всего 50 млн. (7,5% выручки). Этот пример наглядно демонстрирует потенциал сервисной модели.
Что нужно, чтобы модель freemium была прибыльной? В первую очередь, предложить пользователю качественные базовые услуги, в которых заметны преимущества вашего продукта. Затем дать пользователю понять, что ему чего-то не хватает в базовом сервисе (ограничения могут быть как естественные, так и искусственно созданные), и предложить приобрести расширенные premium-услуги, чтобы дать пользователю дополнительную свободу действий. Причем, желательно добавлять новые фишки с бесплатным тестовым периодом, чтобы пользователь привык к расширенному функционалу и не желал с ним расставаться.
Та же схема действует и при разработке онлайн-игр, когда прилипчивые герои становятся настолько родными, что вы готовы скорее расстаться со своими деньгами, чем потерять богатые возможности.